Антонен Арто

Создатель «театра жестокости» («крюотический театр»).

Родители Антуана прибыли во Францию из Турции из греческого города Смирна (Измир).

В 4 года заболел менингитом и получил психическую болезнь.

Арто страдал от невралгии, заикания и тяжелой депрессии.

Во время одного из приступов депрессии (1914) уничтожил большую часть своих ранних работ. С того же времени лечился от психической болезни в клиниках.

В 1916 призвали в армию, но затем отстранили из-за приступов лунатизма.

С 1919 пристрастился к опиуму (изначально то была рекомендация врача) на всю жизнь.

С 1920 ему становится легче, в Париже он мечтает о писательской стезе, участвует в авангардных постановках, пишет сюрреалистичный сценарий (фильм «Раковина и священник» Жермена Дюлака), играет в кино (роль Жана Поля Марата в фильме 1927 «Наполеон» режиссера Абеля Ганса; роль монаха Массьё в фильме 1928 «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера).

С 1926 по 1928 годы Арто и Роже Витрак руководят «Театром Альфреда Жарри».

В 1931 году опубликовал «Первый манифест Театра жестокости». Антонен пересмотрел взгляды на театр после увиденного балийского танца.

1935 ставит спектакль по «Ченчи» Перси Шелли (крайне жестокое произведение, включающее пытки, казни и убийства). Декорации оформлял Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола), в постановке использовали звуковые эффекты «волны Мартено» (электрофон).

Спектакль провалился, Антонену дают грант на поездку в Мексику, где он читает лекции о влиянии декаданса на Западную цивилизацию. Там же Арто живет в племени тараумара, принимает пейот.

В 1937 году возвращается в Париж. При нем узловатая трость. Антуан путешествует в Ирландию, но не знает английского языка и попадает в Маунтджойскую тюрьму, затем его депортируют с формулировкой «нищий и нежелательный иностранец». На обратном пути на корабле, по словам Арто, на него нападают члены экипажа, в результате Антонена арестовывают и заковывают в смирительную рубашку.

Наиболее известная работа Арто — «Театр и его двойник» (1938).

После Ирландии Арто ждут годы в психиатрических клиниках. Для лечения бреда и нервного тика на Антуане пробуют электрошоковую терапию. Так, Арто придумывал заклинания, создавал астрологические карты, изображал образы в рисунках — все это шло в «досье» его психического заболевания. Антуан вновь начал писать и рисовать. В современных терминах диагноз Антонена звучит так: шизофреническое расстройство, четкие психотические срывы, шизотипические симптомы.

Арто приходит на выставку картин Винсента Ван Гога и пишет исследование «Ван Гог, самоубитый обществом» (1947). В этом же году создает постановку «Покончить с Божьим судом», оскорбительную для христианской религии. Директор французского радио Владимир Порше не позволил пустить трансляцию в эфир.

В том же году Арто узнает о смертельном диагнозе и умирает в 1948, совершенно один, в психиатрической лечебнице.

Мать и сестра Антонена были религиозны, друзья же не дали отпевать Антуана. Родственники Арто запрещали публиковать его неизданные произведения.