Сюжет и сценарий — первое, на что я обращаю внимание, когда смотрю фильм. Я люблю красивые картинки, однако если сценарий сырой или неправдоподобный, то никакие спецэффекты не заставят меня подумать, будто фильм удался.
Фильм «Другая Земля» — это пример более-менее удачного сценария. Но финал — это полный провал. И финал перечеркивает все хорошее, что было в этом фильме. И вот почему.
Сценарист, то есть человек, который создает мир, должен этот мир знать до мелочей. Сценарист может все придумывать или вести себя как исследователь, сам в точности не зная, что будет дальше, позволяя сюжету проявиться, — это его дело.
Я считаю, что второй вариант даже предпочтительнее, потому что от придуманных историй пахнет фальшью. История должна вызреть, прежде чем быть рассказанной. Но сценарист, который предлагает историю, которая еще не готова, сильно ошибается, думая, что и так сойдет. Не сойдет. Зритель посмотрит и ему не понравится.
Я понимаю, что сценарии — это бизнес. Нужно работать быстро и качественно. И лучше уж быть отличным ремесленником, чем творцом, который не работает над своим талантом.
Вернусь к фильму «Другая Земля». Вроде все отлично: переданы и чувственность героини, и ее красота, и страдания. Я любовалась красками фильма, в которых так много некой открытости, свободы, летящего ощущения юности. Тема выбрана интересная — другие цивилизации, неожиданное открытие, взгляды, устремленные в космос.
Безусловная заслуга сценариста — диалог между героиней и тем, кому она причинила ужасную боль. Честность девушки и ее чувство вины набирают особенную силу в этом ключевом моменте, зритель видит, как она несется к пропасти, как произносит те самые роковые слова правды. Настоящее напряжение чувствуется через экран.
Что же сценарист недоработал? Слишком много загадок и большинство из них — без ответа. Я понимаю, если бы это был реалистичный или документальный фильм, тогда такой прием еще допустим. Тогда зритель мог бы поразмышлять о неких нравственных противоречиях.
Но, позвольте, речь идет об обнаружении новой планеты! Это альтернативная реальность, которой не существует в нашем настоящем мире. Значит, у зрителя нет никакой возможности узнать ответы, если их не даст сценарист. Зритель может придумать свои ответы (и так и сделает, наверняка, особенно в финале), но это несправедливая ситуация.
«Другая Земля» оставляет ощущение незаконченности, недосказанности. Здесь сценарист — бегун на короткие дистанции, которому не хватило дыхания для финала.