Human («Человек») Яна Артюс-Бертрана, как способ дегуманизации


Нельзя поэтизировать горе. Нельзя снимать красиво страдания.

В этом нет сочувствия.

О войне и несправедливости нужно говорить самыми простыми словами. Грубыми и неуместными. Пафос — это заигрывание со зрителем. Нагромождение художественных картинок в «Human» — безвкусица, а не художественное видение.

Понимаете, снять пусть и красивые кадры под мелодичную музыку — еще не значит, что работа сделана хорошо.

Мелькание пейзажей и других лиц крайне мешают сосредоточиться на истории конкретного человека. Еще один большой минус: историй крайне мало, люди в «Human» размышляют обобщенными словами, не вдаваясь ни в какие подробности. В этом много от любви к цитатам и чьим-то умным фразам, в которых не заключается никаких чувств, но прослеживается банальный, затертый смысл.

Нет, Ян, вы не справились. Плохо. Очень плохо.

Одно дело, если человек отправляется в путь, чтобы поговорить с разными людьми и узнать правду их жизни. Другое дело, если у режиссера уже есть конкретная задумка и он подгоняет реальную жизнь под этот сюжет, снимая псевдодокументальное кино. «Human» — второй случай.

Это эзотерический взгляд на жизнь. Мир, любовь, все равны и вообще давайте, наконец, обнимемся.

Вначале я подумала, что обобщенными кадрами, где большое количество людей совершают какие-то действия (молятся, сопереживают игре, выступают на военном параде и т. д.), режиссер хотел подчеркнуть, как же это ужасно, когда индивидуальности людей уравниваются. Но оказалось, что все наоборот. Режиссер хотел дать понять, что все мы равны, одинаковы и это, я считаю, огромная, непростительная ошибка.

Вот выступает человек и рассказывает свою историю, параллельно нам показывают еще одного человека и еще одного. Кто эти следующие люди? Знают ли они о первом человеке? Схожи ли их ситуации или проблемы? Или же это просто красивые картинки, чтобы подчеркнуть, что якобы эти следующие люди сопереживают первому человеку? А ведь это не так.

Режиссер сделал все, чтобы подчеркнуть ничтожность любой человеческой жизни, он уравнял каждую историю и лишил героев своего фильма права на уникальность.

«Human» садишься смотреть, заранее понимая, что некоторые из историй могут шокировать, а некоторые доведут до слез. И это некая жестокость зрителя под конец сменяется разочарованностью: мало кто из людей раскрылся и остался в памяти. Режиссер не счел нужным показать обстановку жизни этих людей, хотя бы детали их рук или ног, или их личные предметы, или важные этим людям вещи. Как можно погрузиться в происходящее, если человек сидит на обезличенном фоне, каждый из героев в одинаковой позе и снят в одинаковом ракурсе? Единственное, что режиссер оставил нам — глаза, за что ему спасибо, взгляд в глаза другого — уже немало.

Вообще же красивые пейзажи, которыми сменяются людские истории и подчеркивающие переход от одной темы к другой, здорово отвлекают и даже раздражают. Они абсолютно не вписываются в мое чувствование этого фильма. Это абсолютно неуместно, в отличие от, скажем, гениального фильма «Посетители» Годфри Реджио. Я отлично понимаю, что хотел сказать режиссер: мир так прекрасен, хватит войн, давайте обнимемся и будем беречь друг друга. Но это абсолютно безответственная позиция. Режиссер безответственен. Это не романтизм, а полное непонимание сути вещей. Даже пятилетние дети мудрее.

Как можно, выслушав историю хотя бы мальчика, которого продала родная мать, который прошел через ад и продолжает жить в нем (взгляните хотя бы на его отсутствующий взгляд, на закрытость и запрет чувствовать жизнь, что говорит о сильнейших пережитых страданиях), которому постоянно угрожают смертью, а он говорит, что и смерти уже не боится… как можно вот этому мальчику обещать, что жизнь на самом деле прекрасна, нужно только поверить в это?

Нет, режиссер обещает это не мальчику. Он обещает это своему зрителю. Яну уже не пять лет, пора бы ему задуматься, что история человечества состоит из людей не желающих причинять зло другим людям, но все же делающих это. Почему? Ведь мы так стремимся к добру и любви, что мешает нам, в чем причина? И вот об этом нужно размышлять, а не говорить лицемерное: ну хватит делать глупости, давайте все дружить. Стремление ко злу словно вшито в человеческую природу, вам не кажется? Кто толкает нас к этому? Почему Земля — это место полное человеческих страданий и мучений и как можно бояться ада, если Земля уже похожа на ад?

Какое же лицемерие фальшиво идеализировать эту жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2014–2024. naganina.com