В страсти, не поддающейся контролю, сжигающей дотла комфортные и привычные жизни влюбленных, есть нечто мистическое.
Нечто от богов. Не от добрых богов, взирающих на человечество со снисходительной благожелательностью, а от богов безжалостных.
Некие силы играют людьми. И разные силы словно бы поставили на разные варианты исхода.
Но есть ли у героев выбор? Способны ли они управлять собой в условиях нахлынувшего безумия? Или все предрешено?
Из отзывов на фильм «Соседка» (год) Франсуа Трюффо:
«животная голая страсть, и больше ничего!»
Смотрите, перед нами обычная семья: муж Бернар Кудре, жена Арлетта, их сын Тома. Идеальная семья как из рекламы майонеза. Жена блондинка, улыбчивая, легкая, трудолюбивая. Все спорится в ее руках, она как будто пританцовывает. И смотрит с бесконечной любовью на Бернара.
Но любит ли Арлетта мужа по-настоящему? Арлетта довольно механистична, предсказуема, наивна, ей не приходилось страдать. Она смотрит на своего мужа в упор и ничего не видит. Она слепа в отношении него. А настоящая любовь всегда зряча. Нет, она его не любит.
То же и Бернар. Ему нравится, что рядом простая, доброжелательная женщина, очень комфортная и приятная. Он выбрал ее, как выбирают удобный автомобиль. Теперь у них общие дела: сын, дом, их семья. Каждый трудится в своем направлении. Но это отношения поверхностные, не затрагивающие глубин их существ. Очень комфортные отношения.
Оба внутренне одиноки. И сами не понимают этого.
Трагедия начинается с приездом новых соседей в пустующий прежде дом неподалеку. Филипп и Матильда Бошары.
Матильда и Бернар прежде были знакомы. Они были любовниками. Он ее бросил. А Матильда так и не смогла разлюбить его.
Дальше перед зрителем разворачивается история любви-страсти.
Матильда признается, что не может себя контролировать в присутствии Бернара, не может ни в чем ему отказать.
Она первой начинает бегать за ним, добиваться его внимания, снимает даже номер в гостинице.
Бернар же вначале сопротивляется, однако вскоре тоже поддается желанию. Однако ему есть что терять, и это удерживает Бернара на плаву.
Матильду же ничего не удерживает, она в огромной зависимости от Бернара, она не может и не хочет отказываться, ставя страсть превыше всего.
Думаю, в какой-то момент Матильда Бернару опротивела. Вот именно из-за того, что она не давала ему прохода, воздуха, бегала за ним.
В тот момент, когда Матильда вошла в дом Кудре в их отсутствие и болтает с их сыном, я вдруг осознаю, насколько это страшная женщина, способная буквально на любой ужасный поступок, даже на убийство. Она не остановится перед чем.
Беда Матильды как раз в том, что она не умеет остановиться. Не может сказать себе: «Нет». Не способна отступить, признав поражение.
Она очень жадная и хочет больше, чем ей могут дать. Она хочет все.
Наверное, главный вопрос, который я задаю себе после просмотра «Соседки» — была ли это настоящая любовь между Матильдой и Бернаром или лишь разрушительная зависимость?
Я думаю, что между ними могло возникнуть иное чувство. Могло. Они действительно любили друг друга.
Бернар и Матильда лучше подходили друг другу, чем их нынешние супруги.
Но Матильда сама все испортила.
Огонь между ними нужно было укротить, подчинить. А она позволила пламени сжигать ее и перекидываться на окружающих.
Ей стоило быть с Бернаром построже, не бегать за ним, вспомнить, что у нее есть муж. Она красивая и привлекательная женщина. А вышло так, что была готова бегать за Бернаром по пятам, отдавать ему всю себя. Ей стоило научиться держать себя в руках, держаться. А вот самоконтроля-то у нее и не было, это ее и погубило.
То же, что бывшие любовники стали соседями, живущими настолько близко друг от друга, что можно подглядывать в окна, стало самым трагическим обстоятельством.