«Гоняясь за эфемерной стабильностью, я на самом деле постоянно бежала от самой себя, не в силах остановиться, и жила будто бы везде и нигде одновременно».
(Джулия Кэмерон «Взять хотя бы меня»)
Три факта:
- Это невероятно скучная автобиография.
- Ее автор — широко известная в узких кругах Джулия Кэмерон: бывшая жена Мартина Скорсезе; она ведет курсы и пишет книги по развитию творческих способностей; та самая создательница идеи «утренних страниц».
- Основные вопросы, затронутые в книге: пристрастие к алкоголю, разводы, безумное творчество, психическая болезнь, жизнь ради работы, проблемы с мужчинами, занятия эзотерикой.
У Кэмерон учились: Элизабет Гилберт, Пит Таунсенд, Alicia Keys.
Указано на обложке книги: «Джулия Кэмерон решительно демистифицирует образ гения».
Для начала: никаким гением в книге и не пахнет.
Вас ждет зануднейшая история. Я читала эту не толстую книгу дольше 3 месяцев, а вот другие ее книги о творчестве: «Путь художника», «Золотая жила», «Право писать» я дочитать так и не смогла.
Почему человек, обучающий писательству, пишет настолько скучно? Уже это говорит о раздутом самомнении и неадекватном восприятии действительности.
Ок, я ценю откровенность мемуаров «Взять хотя бы меня», но неужели нельзя было хоть капельку живо написать? Хоть чуток постараться увлечь читателя?
Или же метод «утренних страниц» учит лишь растекаться мыслями, а вовсе не творчеству, как было обещано? Все больше утверждаюсь в позиции, что творчество — это концентрат и сосредоточение внимания. А не расплескивание, не вода.
Книга о полетах эфемерной бабочки, взбалмошной и непредсказуемой женщины, одной из жен Мартина Скорсезе.
Джулия Кэмерон была алкоголичкой и допивалась до такой степени, что видела некоего черного человека у кровати:
««Нужно выпить», — снова подумала я, одновременно продолжая анализировать ситуацию, в которой оказалась. Эта ночь была худшей из всех, что случались со мной? Разве отключившееся сознание не предпочтительней, чем периодические галлюцинации? В отключке я по крайней мере была избавлена от визитов высокого, похожего на привидение мужчины, одетого в черное, — он обычно сидел в ногах моей кровати или стоял в самом темном углу комнаты. Я называла это существо «вампирским священником» — и той ужасной ночью он точно не приходил».
(Джулия Кэмерон «Взять хотя бы меня»)
Позже, уже разведясь со Скорсезе, Джулия взяла себя в руки и записалась в группу трезвых алкоголиков.
После чего она перешла в другую крайность: увлеклась нью-эйдж, всякой экстрасенсорикой и тому подобной чушью.
Я ценю правдивость книги, но меня, должна признаться, очень раздражает эта женщина. Ее эгоизм, бездумность, неспособность надолго удержаться на одном месте. Меня бесит ее слепота в отношении реальности: она на все закрывает глаза и постоянно убегает, не смотрит, не замечает.
Например, когда у нее были проблемы со вторым мужем, она зачем-то стала много времени проводить в компании друзей, вплоть до того, что носила больному «другу» бульоны и выслушивала от этих «друзей» тонны критики в адрес ее мужа. Муж ревновал и бросил ее, друзья тоже бросили ее, она снова осталась одна.
После второго развода Джулия начала работать над сценарием «Авалона» и тут же практически сошла с ума: перестала мыться, ходила босой, общалась с деревьями, боялась электричества, отказывалась от пищи.
Неприятно видеть, как она перекладывает ответственность за свою жизнь на собственную дочь, на всех окружающих. Она просто бегает с безумным видом по городу и слышит музыку, музыка завораживает ее, и Джулия что-то там творит, не в силах остановиться. Заканчивается этот эпизод в клинике и дозой галоперидола (выше минимальной в 30 раз).
Но позже приступ сумасшествия снова повторяется. И снова. Джулия начинает постоянно употреблять таблетки для поддержания своего внутреннего равновесия.
Я наблюдаю некое очень глубокое психическое расстройство этой женщины, от которого она сначала бежит в алкоголизм, затем в эзотерику и в творчество. Она от чего-то бесконечно убегает и не желает смотреть в глаза реальности.
Мораль книги: общение с духами, медиумами и разнообразными эзотериками до добра не доведут. Джулия — очередной сапожник без сапог.
Книга Джулии Кэмерон «Floor Sample» издана в 2006 году, на русский была переведена в 2018 и опубликована под названием «Взять хотя бы меня».