1995. Режиссеры: Микеланджело Антониони, Вим Вендерс
Актеры: Джон Малкович, Софи Марсо, Жан Рено, Марчелло Мастроянни, Фанни Ардан
Этот фильм похож на женский роман, такой он воздушный, туманный, расплывчатый, с разговорами только вокруг любви. Четыре истории, случившиеся в разных городах, объединены вокруг одного рассказчика — режиссера, который обдумывает свой будущий фильм.
Но я хочу рассказать о «За облаками» ради единственного момента: кадров, где герой уходит от девушки, в которую влюблен и которая влюблена в него. Для чего он это делает? Причин вроде особых нет. Но важно не это. Важны кадры, где герой уходит от нее по широкой дороге, окантованной домами и деревьями. Вся логика фильма говорит, что он должен вернуться или объяснить, почему он это сделал. Вся логика жизни говорит, что он должен уйти по этой дороге и больше никогда не возвращаться, никак не объясняя свой поступок. И герой просто уходит.
Это создает такой эффект жизненности, правдоподобности, что мне эти кадры ужасно нравятся. Обычно в фильмах все происходит и объясняется с позиций логики, рациональности, причин и следствий. А здесь — совершенно как в жизни. Это произошло просто потому, что произошло. Потому что так случилось. Как будто режиссер поднес лупу к настоящему живому городу, посмотрел в эту лупу на события из жизни двух героев, а потом ушел дальше, а те так ничего и не заметили.