Жизнь глазами Джорджа Мартина

Роман Мартина — это рыцарское фэнтези, что означает: хотя события и перекликаются с реальной исторической основой, но большей частью являются свободным вымыслом автора. И мне бы хотелось обратить внимание читателей на тот мир, в котором живут герои и которым восхищается множеством поклонников.

Джордж Мартин не оставил камня на камне от сладких грез о прекрасных рыцарских временах, описав правду: времена эти сотканы из ненависти, боли, страданий, крови, убийств и обыденного насилия. В этом мире погибают властолюбивые, погибают верные чести и принципам, погибают негибкие, погибают любые — случайно и безнаказанно.

Что чувствовали люди, жившие там, как воспринимали они жизнь? Возможно, что чувствовали они все острее, так как знали, как просто могут все утратить.

Давайте заглянем в пространства Винтерфелла и Королевской Гавани, Харренхолла, Долины Аррен, не затрагивая, впрочем, территорий дорнийцев и реальности Дейенерис.

Устройство замка в Королевской гавани поразило меня не сетью тайных ходов, не башнями и залами, а тем, что внизу были оборудованы три этажа (для заключенных и для наказаний узников). То есть в то время, как какая-нибудь Санса, поливая платочек слезами, укладывалась спать, внизу страдали люди. В то время, как люди на свадебном пиру в честь Джоффри Баратеона и Маргери Тирелл лакомились угощениями, внизу страдали люди.

Стоматологии нет, в городах пахнет канализацией, врачеванием занимаются образованные мейстеры, все лечение которых почти всегда ограничивается наполнением чаши маковым молочком для успокоения больного.

Если мужчина знатной фамилии отказывается брать в руки меч, то его называют трусом. Образованность практически не важна, значение имеют только воинские заслуги.

Ланнистеры относятся к местному люду с вопиющим безразличием. Конечно, подданные-то в выборах не участвовали.

Власть получают по наследству, хитростью или сталью мечей и в этой азартной игре престолов не остается времени для заботы о простых гражданах. Похоже, в те суровые времена каждый выживает как может, ни на кого не рассчитывая.

Нет ничего хуже, чем родиться женщиной в мире Мартина. Женщины победнее работают прачками, прислугой, в гостиницах, помощницами, кухарками. Потолок развития женщины низкого происхождения — работа дорогой шлюхи в борделе. Жизнь крайне опасна и непредсказуема и женщинам постоянно приходится опасаться насилия со стороны окружающих мужчин. Дело касается и знатных дам, которых точно так же убивают и насилуют, стоит им остаться без защиты.

Дело женщины — рожать детей. Женщина становится желанной невестой, если у нее есть богатства: замки, люди, золото, титулы, территории. Однако это не гарантирует того, что с такой женщиной будут обращаться хорошо. В книге есть много примеров жестоких, ветреных и просто равнодушных мужчин и практически ни одного брака, заключенного по любви. Леди Лиза Аррен не в счет — чувства ее не были взаимны. Робб Старк пошел против заведенных обычаев — и поплатился за это жизнью.

Знатная дама должна уметь вести себя в обществе, поддерживать светскую беседу, знать правила этикета, сдерживать свои чувства.

Знатные дамы привыкли к помощи служанок. Неузнанная Арья в Харренхолле, ставшая служанкой, на себе поняла, что служанка не имеет никакого права голоса и не может рассчитывать на защиту.

Санса — эталонная леди, которая стала пленницей при дворе у врага, не отказалась от выученных манер, укрываясь этикетом, как щитом. Правда в глазах королевы такое правильное поведение делает Сансу дурочкой.

Серсея же, одна из немногих хочет выстроить реальность в соответствии с собственными желаниями, пускай и коварными, корыстными, злобными, но искренними, что придает ей большую силу, чем дамам, скованным законами приличий.

Мужчины в мире Джорджа Мартина имеют большую свободу, в сравнении с женщинами, но гибнут гораздо быстрее и чаще, потому что отношение к мужчинам было такое, будто они — расходный материал.

Отношение к детям очень простое. Лиза Аррен с ее взрослым сыном, не отлипающим от материнской груди, выглядит посмешищем на фоне более равнодушных матерей. Да, та же Кейтилин страдала из-за случившегося с Браном, но уехала от мальчика, верная долгу; она страдала, конечно, по своим детям, но ради приличия почти не показывала своих чувств.

По Мартину реальную власть имеют женщины, прикрываясь именами своих мужей. Кроме очевидных примеров Дейенерис Таргариен, леди Кейтилин, Серсеи, можно вспомнить Станниса Баратеона, ведомого нашептывающей ему Мелисандрой, Лизу Аррен, Маргери Тиррелл и ее бабушку, Песчаных Змеек, воинственную Арью.

Но такая женская власть уступает силе двух тайных воротил — Петира Бейлиша и Вариса, которые ведут многослойную, скрытую, ясную только им одним игру, влияя на ход событий в нужном им русле.