2013, США. Режиссер: Френсис Лоуренс
Актеры: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Сэм Клафлин, Джена Мэлоун, Вуди Харрельсон, Элизабет Бэнкс, Лиам Хемсворт
Фильмы, снятые по книгам — это тот самый случай, когда можно смело сказать: «А в моих фантазиях это выглядело лучше!»
С книгами проще. Несколько важных деталей, намеков, элементов конструкции, а полностью весь мир читатель придумает самостоятельно, в своем воображении. В книгах иначе. Писатель может десять страниц описывать страдания главного героя, а в фильме момент душевных мук займет полминуты экранного времени. Перед режиссером и актерами стоит задача показать. И показать так, чтобы зритель поверил.
Когда мне попали в руки книги Сьюзен Коллинз, я прочла их за одну ночь. Не могла оторваться, так увлекательно было написано. Конечно, их нельзя назвать серьезной литературой. Но и просто развлекаловкой тоже считать не стоит. Главная заслуга Коллинз: она воплотила в трилогии идею о том, что свержение одной диктатуры приводит к возникновению новой диктатуры. Революции, по Коллинз, не приносят пользы народу.
Можно упрекнуть писательницу в том, что в первой части трилогии она так и не поставила Китнисс Эвердин перед моральным выбором. Китнисс ведь не совершила ни одного сознательного убийства на Голодных Играх. Писательница помогла ей удачными стечениями обстоятельств и поступками других героев. Во второй же части все иначе. Во второй Китнисс готова стрелять, не задумываясь. Но, опять же, стреляет только в ногу противнику в самом начале Игр. Больше ей в людей стрелять не пришлось, все за нее сделали ее союзники.
О фильме. В первом фильме все еще как-то складывалось. Второй получился хуже. Сюжет усложнился, герои изменились, внутренних метаний Китнисс стало больше, но в фильме этого практически нет. Нет ужаса, сопровождающего приход миротворцев в 12 дистрикт. Не показано пробуждение матери Китнисс, которая после стольких лет отрешенности вдруг начала действовать. Не возникает чувства шока, когда объявляют о новых Голодных играх, чувства щемящей несправедливости. Китнисс как-то не слишком убедительно переживает этот момент. Потом непонятно, с чего это вдруг Китнисс так воспылала желанием защитить и спасти Пита на Голодных играх? Из чувства вины?
Когда читаешь книгу, как-то успеваешь проникнуться чувством симпатии к союзникам по Играм до того, как они погибнут. Их гибель вызывает грусть. В фильме такого не происходит. Единственное оружие здешних киногероев — их внешность. А этого мало, слишком мало, чтобы искренне пожалеть в тот момент, когда старушку Мэгз поглотит туман.
В книге много действительно страшных моментов. Приход миротворцев в дистрикт. Избиение Гейла. Чувства Хеймитча, Пита и Китнисс, когда они узнают про новые Голодные игры. Ядовитый туман. Обезьяны. История с электротоком. Отсек со страшными криками близких.
В фильме совсем не страшно. Разве что обезьяны. Но когда нападают обезьяны, как-то внутренне знаешь, что ничего плохого с героями не произойдет. Не сейчас. Большой недостаток в том, что плохо запоминаются противники. В книге всех этих противников читатель знает поименно и со страхом ожидает встречи союзников и противников на острове. В фильме противники смутно знакомы, но только мельком. Они не кажутся страшной угрозой, а чем-то далеким и неважным.
Из плюсов: спецэффекты, картинка, внешность актеров. Великолепный Цинна. Классная Джоанна Мейсон (Джена Мэлоун). Финника я представляла более взрослым и опытным.
И все же с нетерпением жду следующей части. Хочу увидеть киновариант истории дистрикта 13, революции, безумия Пита, страданий и одиночества Китнисс, революционного духа Гейла, а также долгожданного падения диктатора Сноу.
Голодные игры: И вспыхнет пламя (The Hunger Games: Catching Fire): 1 комментарий