К чему стремится современное искусство?

В любом городе существуют места, где продаются пейзажи с городскими видами. Здесь же художники рисуют портреты туристов. Обычно пейзажи нарисованы в реалистичной манере, потому художники-антагонисты называют уличные картины пошлыми и безвкусными. В противовес первым, такие художники любят смелые эксперименты с цветами и жанрами.

А когда-то искусство было способом отобразить окружающий мир, выразить реальность. Почему невозможно появиться новым Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонаротти сегодня? Потому что вся история искусства – это путь от расцвета к упадку.

С течением времени потребность в живописном изображении реальности теряла свой смысл — с изобретением фотографии, кинематографа. Реалистичность в живописи по-прежнему красива, она радует глаз, но супердетализированная работа не станет открытием.

Наше пространство «изучено». Для того чтобы найти новые формы искусства, пришлось бы разрушить саму цивилизацию и воссоздать ее вновь, но уже по другим законам и принципам.

Однако принудительное самоуничтожение не потребуется. Наша цивилизация уже зашла в тупик. Дальнейшее развитие в том же духе приведет к созданию машинного интеллекта и окончанию жизни рода человеческого.

Современное искусство исчерпало себя. От цветовых пятен и сюрреалистических фигур оно перешло к «черным квадратам» и белым холстам. От попыток найти новые средства изображения — к показу обычных или бессмысленных предметов в выставочном зале и назначению обыденных вещей объектами искусства.

Старые художественные средства больше не работают. Они не радуют новизной, они вторичны. Теперь художник делает искусство из самого себя, из своей личности. Он устраивает перформансы, уличные акции и флешмобы. По сути, современный художник ставит научные эксперименты над собой или обществом; его целью больше не является задача эстетического самовыражения.

Произведения классического искусства подчиняются законам. Художники прошлого изучали пространство и геометрию, они работали над пропорциями, перспективой, объемом, тенями. До сих пор этому учат в художественных школах, но требуется ли знание базовых законов современному художнику? Нынешний художник отрицает законы ради выражения пустоты, хаоса и бессмысленности.

Саморазрушение — вот финал современного искусства. То, что называют современным искусством, то, что массово и востребовано — ведет к отрицанию жизни, к нигилизму, к стремлению в ничто. К развитию технологий и подавлению всего живого и человечного.

Искусство и гуманитарные науки могли бы стать святынями творения смыслов, а вместо этого идут на поводу у технократической цивилизации. О чем и говорит все искусство периода постмодерна и современное в частности.

Современное искусство не создает смыслы, оно зависимо от массовой потребительской культуры.

(2012 г.)

2014–2024. naganina.com