Давайте лучше еще о любви.
Рута Майерс, наконец, узнает правду. Что человек, которого она всю жизнь любила, был одним из тех, кто сломал ей жизнь, из-за которого она сорок лет не могла вернуться в родную страну.
Жизнь прошла. Рута находит утешение в своем деле, мол, все было не зря, зато она сделала себе мировое имя. Как раз благодаря этому предательству.
Она даже находит в себе силы не обвинять Пронина и выбирает исцеляющие раны слова. Рута очень хороша в философском понимании искусства, она стремится к красоте своих поступков и даже мыслей. Майерс ведь могла обвинить Андрея, сказать, что он ее предал. Но Рута говорит ему спасибо.
Андрей спрашивает ее: могло ли все быть иначе? И в ответ слышит слишком уверенное: «Нет, не могло». А что еще она могла ему ответить? Могло бы, конечно, но что об этом теперь?
Рута становится фаталисткой в этой сцене. Вдруг ее одинокая жизнь, посвященная искусству, выглядит не ошибкой, а закономерностью, тем, как и должно было случиться.
Несмотря на все слова, она не смотрит в глаза Андрею, а значит, и не может до конца простить его и занимается самообманом, красивой ложью напоследок. Не хочет выглядеть уязвимой перед ним.
Отдельно скажу о Пронине и женщине, с которой он всю жизнь прожил. Да, Алла отборная дрянь. Но Андрей не выглядит на ее фоне лучше. Это его жена, а потому Пронин — соучастник всех ее деяний. Всех, о которых знал, но закрывал на них глаза по лености, вялости, равнодушию.
Примечательно, в какой-то момент Пронин говорит, что больше никому ничего не должен. А и правда. Дети выросли. Театр обойдется без него. Теперь Андрей может жить для себя. Вместе со своей любимой. Жизнь прошла, а для него и нее все еще впереди и все еще возможно. Если, конечно, Рута когда-нибудь его простит.