Донна Мабри написала историю своей семьи от лица бабушки Мод. Книгу «Мод. Откровенная история одной семьи» не хотели печатать издательства, тогда Донна опубликовала ее самостоятельно в интернете. Было продано более миллиона экземпляров. Биографию активно обсуждали в американских книжных клубах.
История Мод самая обыкновенная. В аннотации нам обещают яркие чувства и необычные повороты судьбы, но это обычная история выживания, да и то Мод часто по жизни везло.
Я была разочарована в какой-то момент понять, что книгу написала не Мод, а ее внучка. Повествование ведется ведь от лица Мод.
Донна объясняет: мол, бабушка любила рассказывать ей истории из жизни. И так в итоге и родилась книга — из воспоминаний бабушки. Вроде да. Но. Ваши бабушки тоже в подробностях рассказывали вам про свой секс, интимную жизнь с мужем, ненависть к нелюбимым детям и о том, как желали смерти вашей матери?
То есть либо Мод умела быть шокирующе откровенной, либо Донна много наврала. Кстати, Донна ведь ей даже не родная внучка, а приемная девочка.
Мод показалась мне довольно примитивной, растерявшей весь потенциал. В детстве это была чуткая и добрая девочка, но обстоятельства жизни и сопутствующий опыт страданий постепенно меняли ее. В итоге Мод становится все более черствой, сухой, отчужденной. Мыслимо ли, что Мод много лет прожила без ласки мужа и даже не подумала ему об этом сказать? Вся история ее второго брака похожа на страшный сон. Но в этом сне все же родились некоторые ее любимые дети.
Да, важно отметить, что Мод разделяла детей на любимых и нелюбимых, и знала о своем отношении к ним с самого их рождения, а затем никогда не меняла своего выбора, кого ей любить.
Я говорю именно о выборе, так как в любви Мод к детям много примитивного и животного начала. Она любит за схожесть, внешность, за какие-то близкие ей черты. И ненавидит ребенка, когда он получается похожим на своего отца (и где логика, кто ей доктор, что она выбрала себе такого мужа?) В ней нет искры разума.
Мод не читает книг, не интересуется ничем кроме детей и быта. Она гордится своим трудолюбием, как отличница очередной пятеркой. Вот только никто не ставит Мод оценки, близким с ней тяжело.
Мод очень религиозна. Эта сторона ее жизни раскрывается через отношение к церкви, куда Мод считает себя обязанной ходить. Не ради Бога, а ради приятной компании людей. Как только приятных людей не находится, Мод мигом перестает посещать церковь.
На протяжении жизни Мод часто молится, причем избирательно. За кого-то из детей она не может заставить себя молиться. И какая же она после этого мать? Я уж молчу про слабость ее веры.
Героиня полна недостатков. И не считает нужным с ними бороться.
Выбор Мод — плыть по течению. За всю жизнь с ней происходит множество событий, о которых можно было бы написать увлекательный роман — если бы Мод осознавала, что с ней происходит. Мод не берет за себя ответственности за выбор, решения и поступки. Она словно посторонняя в собственной жизни. Никакого осмысления, рефлексии в ней нет.
И то, что читатели называют сильным финалом — позвольте, эти мысли Мод достойны максимум ванильного паблика и не стоят бумаги, на которой напечатаны. Я слышу в ней опять покорность судьбе, самообман и полную безответственность — и это от женщины, пережившей четырех из пяти своих детей, двух мужей, выжившей после стольких катастроф! И все, что она может промямлить после этого, — что-то о том, кому и сколько Бог отмеряет счастья!