Молчание (Silence)

© Silence, Martin Scorsese
2016. Режиссер: Мартин Скорсезе. Сценарий: Джей Кокс, Мартин Скорсезе, Сюсаку Эндо. В ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано, Киран Хайндс, Иссэй Огата, Синъя Цукамото, Ёси Оида, Ёсукэ Кубодзука.

Если вы не читали описание фильма и не смотрели трейлер, для вас хочу пояснить: речь в «Молчании» идет о XVII веке и периоде выкорчевывания христианской веры в Японии.

Два священника: Себастьян Родригес (Гарфилд) и Франсиско Гарупе (Драйвер) отправляются в Японию, чтобы найти своего наставника Криштована Феррейру (Нисон). В Японии появился Инквизитор, из-за которого происходят пытки и убийства христиан. Феррейра, согласно его последнему письму, отрекся от веры и Родригес и Гарупе не желают с этим смиряться.

Режиссер Мартин Скорсезе, снялись Лиам Нисон и Адам Драйвер. Казалось бы, какие еще поводы нужны для просмотра? Но Адама Драйвера вы практически не увидите, зато к моменту появления на экране Лиама Нисона вы ощутите себя, как после приема успокоительного — наконец-то в кадре актер, на которого можно смотреть!

Довольно быстро во мне проснулась сильная антипатия к Эндрю Гарфилду, исполняющему главную роль.

Удивительно неприятный, я бы даже сказала вызывающий ненависть главный герой отец Себастьян Родригес. Смотреть на его лицо весь фильм то еще удовольствие, хочется закрыть его листом бумаги, а еще лучше — переключить пультом и выбрать кого-нибудь поприятнее (технологии будущего, ау!). Вот серьезно: актер может нравиться или не нравиться, не вызывать никаких чувств (для меня главное сюжет), но в этом фильме, наверное, первый раз в жизни (не припомню еще подобных случаев) прямо какое-то сильное отвращение к лицу и всему образу главного персонажа. В каком-нибудь хипстерском муви про гиков и гамбургеры Гарфилд, наверное, смотрелся бы в самый раз и нашел свою аудиторию.

Хочу обойтись без спойлеров, но, скажем так, не весь фильм Гарфилд вызывал у меня отвращение. Что-то изменилось. И я опять же не скажу, что именно, но я поняла, что не так было с главным актером, и почему он вызывал такое неприятие, так бесил. В фильме это вполне доступно объясняется.

Скорсезе изображает бедных японских крестьян, жизнь которых — не сахар, показывает их страдания и ужасающую нищету, бесконечный тяжелый труд. Они живут в грязи и единственную отраду находят в христианстве, вере в то, что попадут в рай. Христианство очень органично подходит этим несчастным японцам и крайне плохо сочетается с щеголеватыми людьми, не знавшими никаких страданий в своих благополучных жизнях. В какой-то момент кажется, что именно это режиссер и хотел снять: довольно банальную мысль, что христианство — религия бедных и угнетенных, но Скорсезе все же пошел дальше и дал увидеть христианство в намного более глубоком аспекте, очищенном от всего наносного. Вот есть вера, а вот люди, которые умирают из-за нее. Ради чего? Почему они верят? Почему им так сложно отказаться и принять буддизм? И отвечает ли Бог? Слышит ли обращенные к нему крики?

Фильм довольно нетороплив и полон жестокости. Глядя на бесконечные пытки, слезы и боль, все же от фильма испытываешь некоторую скуку и ждешь, что примерно в этом же замедленном темпе все и закончится. Но в какой-то момент происходит перелом, благодаря которому я глубоко переосмыслила фильм и согласно кивала головой в ответ на какие-то очень личные и важные совпадения философии фильма и моего взгляда на религию.

Рекомендую поклонникам миролюбивого буддизма, проповедникам всех направлений, а также приверженцам религиозных ритуалов. Но более всего я советую посмотреть «Молчание» таким же людям, как и я (если такие встречаются).

2014–2024. naganina.com