Нельзя не заметить, что это вариация классического сюжета про Шерлока Холмса (высокомерного гения-наркомана) и его напарника доктора Ватсона (земного, простого, на него можно положиться).
Очень круто в сериале показано расследование всего одного дела (а не множества — нового в каждой серии, как это обычно бывает в детективных сериалах).
Замедление — это вообще прием первоклассного искусства.
Много событий — признак шлака.
Чем меньше событий и чем больше замедления, концентрации на обстоятельствах и деталях, тем выше шик.
Впрочем, здесь речь идет о серии преступлений, все же логически связанных, и виновники их одни и те же.
Сценарий из просто детективного обретает глубину почти эпического масштаба.
Именно за счет концентрации, страсти, внимания, погружения, замедления.
Ну а если вы реально хотите вникнуть в философию 1 сезона «Настоящего детектива», то вам читать и изучать Говарда Лавкрафта, кельтскую мифологию, вуду, Амброза Бирса, Роберта Чамберса, манихейство и митраизм.