Настоящий детектив / True Detective (2014, сериал, 1 сезон)

В квартире Растина Коула есть зеркало. Оно отражает лишь один глаз. Глаз, смотрящий на смотрящего. Прямо в душу.

Раст Коул — детектив со странностями. Пока он расследует преступления, зритель узнает больше о самом Расте, чем о зловещем культе ритуальных убийств детей где-то в Луизиане.

В квартире Растина нет телевизора. По углам лежат зачитанные книги. Вещей у него вообще минимум, даже кровати нет. На стене висит крест. В диалоге с напарником Марти Хартом, Раст называет крест «формой медитации»: «Я допускаю собственное распятие».

8 банок пива, фляжка виски, 2,5 пачки сигарет — столько выпил и выкурил Мэттью Макконахи перед камерой на съемках 1 сезона True Detective. Мэттью настолько вжился в роль, что 1 сезон стал культовым. Однако образ и философия Раста Коула основаны не только на работе Макконахи и сценариста Ника Пиццолатто. Сонм отсылок и первоисточников реет за спиной детектива Коула:

хоррор и мистика Томаса Лиготти;

комиксы Алана Мура «Десятка лучших»;

истории ужасов Джона Лангана, Саймона Странцаса, Лэрда Баррона и Карла Эдварда Вагнера;

философия антинатализма Дэвида Бенатара, Юджина Такера;

французский мыслитель Эмиль Мишель Чоран;

и, конечно, Говард Лавкрафт, Амброз Бирс, Роберт В. Чэмберс.

Туману наводит и фирменный метод Раста допроса преступников. Коул втирается им в душу, принимая облик своего парня, который понимает их, а затем, когда преступник наболтал достаточно для проведения остатка дней за решеткой, детектив наносит несколько ударов прямо в самую уязвимую точку, говорит безжалостные слова и смотрит, как человек обмякает в шоке.

Поэтому не всегда можно знать наверняка, насколько Коул честен в разных ситуациях. В диалогах с Марти Коул говорит то, что думает. А был ли он честен, когда на полицейском допросе излагал принципы мрачного философского подхода к бытию? Однозначно на этот вопрос могла бы ответить сцена с девушкой Раста, удаленная из сериала (есть на Ютубе). После сцены ясно, каких взглядов действительно придерживался Растин, а без нее остается некая двусмысленность, простор для личного мнения зрителя.