Величайшие произведения искусства причиняют боль. От прочтения, просмотра или прослушивания их человек может испытывать негативные чувства, боль и страдания.
И стало модно утверждать, что негативные сюжеты не нужны. Якобы они программируют на несчастливую жизнь.
Почитал, мол, Достоевского или Кафку, все, теперь от их печальнейших сюжетов не так-то просто будет избавиться.
Стало модно придумывать истории без наличия конфликтов или трагедий, мол, таким и должно быть искусство.
Умолчу о том, что искусство, не имеющее остроты, не искусство, а пошлость. Ведь даже в комедии человек нуждается в дозе трагизма жизни, чтобы было над чем для контраста посмеяться.
Сюжеты искусства программируют будущее общества?
Или же сама жизнь дает поводы увидеть в ней шаблонный сюжет и рассказать о нем?
Верны оба утверждения.
Вот только ошибочно будет думать, якобы искусство имеет настолько мощное влияние на действительность. Да, искусство частично программирует и гипнотизирует, но в жизни играют роль и другие факторы, такие как случайности и ошибки. Жизнь абсолютно непредсказуема и крайне сложна, хоть и кажется порой, что все идет по одной и той же колее.
Большей частью искусство позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, увидеть ее иначе и найти решения.
Что самое интересное, существуют списки и классификации сюжетов, ничего нового в том или ином сюжете нет. Новы лишь детали, контекст и интерпретация происходящего.
Наличие конфликта, проблемы, боли и страдания — это не то, вокруг чего вертится искусство. Искусство лишь зеркало.
Страдание — то, вокруг чего крутится вся наша жизнь. Поэтому и сюжеты, построенные вокруг конфликта, так важны, они открывают некую грань реальности, дают возможность задуматься о чем-то.
О чем дает возможность плоский счастливый сюжет без страданий? Ни о чем.
Конфликтом является даже само общение с другим человеком, наш мир невозможно представить без этого важного его элемента — конфликта.