О рацио, хаосе и художниках

Я с подозрением отношусь с умникам, твердящим о бессмысленности чувств и инфантильности тех, кто эти чувства смело проявляет. За спинами подобных рационалистов наверняка реет мощная Тень, порожденная их отказом от реальности.

Есть два типа умников.

Первые — начитанные интеллектуалы, помешанные на науке и рацио.

Вторые — тоже начитанные интеллектуалы, любящие науку и рациональный подход.

В чем же разница, спросите вы.

Разница в отношении к рациональности.

В том, является ли рацио мировоззрением либо инструментом.

Давайте на примере творчества. Многие гении искусства в быту были скромны, непритязательны, чуть ли не аскеты или монахи. Жили дисциплинированно, по режиму. С 6 до 8 они, скажем, пишут, в 10 завтрак, в два прогулка с друзьями. Это очень правильный подход к жизни для творческого человека.

Представьте себе облако смыслов, хаос, текучее постоянное изменение, движение. Сколько энергии в этом, если погрузиться! Потом человек, накачанный этой энергией, будет бегать везде с выпученными глазами и не знать, куда себя применить, как разумно потратить эту энергию. Ну не может же он сутки напролет без еды и сна только писать!

В этой позиции люди ищут способы, как вернуться на грешную землю, чтобы не улететь в небеса (или в бездну, кому как). И для многих таким способом становится алкоголь, притупляющий восприятие.

Проблема художников, которых поглощает хаос, в том, что им стоит развивать рациональное начало. Придерживаться дисциплины, порядка, чтобы подчинить и взнуздать этот хаос, чтобы ехать на этом потоке, а не быть растоптанным ним.

Вот для чего необходим здравый смысл. Чтобы сохранить свой рассудок при соприкосновении с запредельным.

Суть не в том, чтобы поставить науку и мышление на вершину мироздания. А в том, чтобы помнить, как неожиданен и непредсказуем мир, сколько тайн он таит в себе, какие огромные пространства непознанного могут быть доступны человеку. И чтобы выдержать соприкосновение с хаосом и не помереть от этой встречи, нужно взращивать в себе волю, дисциплину, осознанность и прочие штуки вроде самонаблюдения и самоконтроля.

Нужно уметь говорить себе: «Нет», «Хватит», «Я продолжу завтра» и т. д. Уметь не думать о чем-то. Либо силой воли обращать внимание на то, что тебе крайне неприятно. А для этого и нужен развитый рациональный подход, чтобы видеть уместность, контекст, видеть пути выживания и сохранения себя.

Теперь обратная ситуация.

Вот человек, который сугубо материалистичен, научен, отвергает все таинственное и загадочное. Как я в начале сказала, у такого человека не жизнь, а тление. Он сух, бесчувственен и безжалостен. Всю свою жизнь он выстроил вокруг того, чтобы быть забором, стеной, а в эту стену давят и давят холодные Белые ходоки, чтобы однажды прорваться через него в мир, а его, вероятно, свести с ума.

2014–2024. naganina.com