«Жена»: писатель видит правду

(The Wife. 2017, Великобритания, Швеция, США

Режиссер: Бьёрн Рунге. Сценарий: Джейн Андерсон, Мэг Уолицер

В ролях: Гленн Клоуз, Джонатан Прайс, Кристиан Слэйтер, Макс Айронс, Энни Старк)

Фемракурс: угнетение

Я всегда смотрю откровенно феминистическое кино со смешанными чувствами. Какую историю они хотят мне поведать? О женщине-супермене? Дать женщине голос и показать вполне привычные вещи с нового ракурса?

Но чаще всего происходит следующее: они предлагают историю боли и ненависти. В подобных сюжетах нет места человеческим чувствам: любви, взаимной радости узнавания друг друга. Нет. Это не о союзе двух людей.

Феминистическое кино всегда показывает угнетение и страдания. Несчастных женщин, вынужденных жить жизнями мужчин. Страдающих гениальных дам, для которых закрыта возможность реализации.

Я скажу, что испытываю после просмотра. Ненависть и гнев. Что это за ненависть? Какова ее природа? Почему я возмущена? Это все продолжение киноистории. В моей реальной жизни нет места подобным вещам. Но героини фильмов заражают ощущением несправедливости и злости. Это буквальная информационная зараза. Я впечатлительна. А вы? И после ведь надо как-то справляться с этим негативным инфовирусом.

Невидимая писательница и балагур-лауреат 

Фильм «Жена» очень странный. Сюжет такой (СПОЙЛЕРЫ): гениальный муж, Джозеф Кастельман, получает Нобелевскую премию по литературе и приглашает жену Джоан и сына Дэвида поехать на награждение. Выясняется, что все романы за Джозефа написала Джоан, но почти никто так и не узнает об этом.

С начала фильма Джоан предстает неприятной особой. Она не радуется успеху мужа, злится отсутствию внимания к ней на вечеринке в честь писателя, пытается давать сыну советы по писательству (который тот пропускает мимо ушей). Нам показывают такую себе заботливую женщину из тыла, которая воспитала детей и жизнь положила на заботы о муже, не сделав никакой карьеры, не имеющей работы — такой ее видят окружающие. Но реальность противоположна.

Весь фильм зрителю упорно рисуют картину ужасного мучителя-изменщика-мужа, хотя Джозеф объективно вполне хороший человек. Оказывается, это он присматривал за детьми, пока Джоан писала (были и няни), готовил еду, он запретил ей алкоголь и сигареты (хотя в фильме это подается так, словно он тиран) — заботясь о ее же здоровье. Сам Джозеф сидит на таблетках, которые постоянно подсовывает ему Джоан — и это вообще одна из немногих вещей, которые она делает для него.

Джоан настоящая писательница, она проницательная и отстраненная, ее фразы меткие, она ненавидит банальности и пошлости. Джозеф же производит впечатление этакого весельчака, с уст которого постоянно срывается всяческий бодрый бред, поверхностные суждения — и его-то принимают за великого писателя?! Насколько люди слепы.

Их семейный «подряд» работает таким образом: Джозеф изменяет, а Джоан преобразует всю свою боль в романы. Джозеф дарит ей истории, топливо для прозы, Джоан создает книги, которые увидят свет под именем Джозефа.

«Не стоит делать из меня жертву, — говорит Джоан Кастельман, — Мой образ интересней».

И правда, я так и не увидела в героине любви к мужу, скорее, терпеливую отстраненность. Она ненавидит его за измены, но он нужен ей, Джозеф — ее «муза».

Дело еще и в убежденности Джоан: в литературе женщинам не место, это мир мужчин.

И все же я не представляю себе, как можно было столько лет молчать и скрывать, притворяясь тенью, публикуя свои шедевры под именем супруга? Почему не соавторство?

Книги вместо психотерапии

Насколько можно считать литературой исповедальную прозу? Или человеку стоило бы посетить психотерапевта, и не выливать на посторонних личную печаль?

Имеет ли исповедь хоть малейшее отношение к творчеству и созиданию? Ведь если ты назвала героиню Машей, а не своим именем, это еще не делает тебя, Джоан, писательницей.

Тайные способности настоящих писателей

Сюжет предлагает игру: увидь настоящего писателя. Кем он будет? Общительным человеком в центре внимания? Или кем-то, кто в тени, кто незаметен?

Писатели подмечают детали, видят правду, их не обмануть. Настоящие писатели понимают с полуслова и даже то, что так и не было сказано.

Это похоже на тайный заговор. Трое: Джоан, Дэвид и автор Натаниэль Боун замечают оттенки, полутона, намеки, невысказанное. Остальная же публика предпочитает травить глупые шуточки «в честь литературы».

2014–2024. naganina.com